Как сообщают «Ведомости», в Росавтодоре во время встречи с крупными ритейлерами обсудили проблемы, которые породил ввод в эксплуатацию системы взимания платы с грузовиков «Платон». По итогам этой встречи решено создать рабочую группу из представителей бизнеса и перевозчиков, Росавтодора, Минтранса и концессионера – «РТ-инвест транспортные системы» (принадлежит «РТ-инвесту» и Игорю Ротенбергу). Однако обсуждать эта группа будет только эксплуатацию системы «Платон» и улучшение ее работы. По словам представителей ведомств, никаких договоренностей о моратории об отсрочке платежей по системе нет. Изменения в законодательство, кроме корректировки штрафов, не обсуждаются.
Как ранее информировал Agriculture.by платный проезд по федеральным дорогам России для грузовиков весом более 12 т был введен с 15 ноября. Стоимость одного километра пути до 29 февраля 2016 г. составит 1,53 российских рубля, с 1 марта – 3,06 рубля, а с 2018 года – 3,73 российских рубля. По данным российского Минтранса к 26 ноября при помощи «Платона» собрали уже 470 млн руб.
Тем не менее система оказалась настолько сырой и непродуманной, что вызвала массовые протесты водителей. Как сообщает «Русский монитор», в России не стихают протесты водителей-дальнобойщиков против введения так называемой системы «Платон», с помощью которой планировалось взимание платы за проезд по федеральным автомобильным дорогам грузовым автомобилям массой больше 12 тонн. После региональных акций протеста, которые прошли более чем в 20 регионах страны, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, активисты из разных регионов договорились координировать действия и провести крупную акцию протеста в Москве в воскресенье, 29 ноября. Ряд СМИ в среду публиковал сообщения о том, что представителям власти якобы удалось договориться с дальнобойщиками, чтобы те отказались от проведения мероприятия. Однако, судя по всему, власти выдают желаемое за действительное: дальнобойщики не только не отказываются от «похода на Москву», но и выпустили манифест, содержащий резкие политические требования.
Причины, по которым бастуют дальнобойщики хорошо описал пользователь ресурса Leprosorium.ru с ником madmutalisk:
– У нас есть КамАЗы. С момента принятия закона, нужно оплатить за каждый КамАЗ весь маршрут его следования. Через специальный сайт прокладываешь маршрут, потом ждешь, тебе его должны утвердить (видимо, могут не утвердить) и оплачиваешь. Варианты оплаты следующие:
В офисе компании — там ужасная давка, люди там спят по два дня в очереди;
Через сайт — он не работает, показывает страничку «Сайт перегружен»
Еще можно купить транспондер, положить на него денег и ездить. Специальные считывающие датчики должны сами выстраивать маршрут и списывать деньги за поездки. Но в продаже транспондеров нет, считывателей нет и когда появятся – неизвестно. А теперь представим, что КамАЗов 50 штук и каждый ездит в день по 4-5 маршрутам в обе стороны. При этом маршруты могут измениться. Например дальнобойщик везет груз из Владивостока в Москву и где-то в Омске, узнает, что покупатель отказался от груза. Ну и самое интересное – штрафы. За движение по неоплаченному маршруту штраф составляет 400 000 рублей! Повторное нарушение обойдется в 1 000 000 рублей.
Нельзя сказать, что российские власти полностью игнорируют проблему. Конституционный комитет Госдумы рекомендовал принять во втором чтении поправки в КоАП, снижающие штраф за уклонение от оплаты за проезд грузовиков до 5000 руб. за первое нарушение и 10 000 руб. за повторное.
Однако эксперты считают, что вместо снижения штрафов необходим тестовый период с нулевым тарифом. При вводе подобной системы в ФРГ он длился несколько лет. В России в пилотном проекте будут готовы принять участие все, кто намеревался участвовать в рабочей группе при Минтрансе, настаивает исполнительный директор Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артем Белов. «Сложившаяся фактически кризисная ситуация, от которой нельзя отмахнуться только исправлением системы сбора, требует срочных мер и решений», – призывает замглавы исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. Не совсем понятно, зачем создается рабочая группа, если она не будет предлагать изменения в законодательство, замечает Белов.
Российский национальный союз производителей молока «Союзмолоко», объединяющий более 70% российского рынка молока и молочной продукции, отмечает массовые отказы от перевозки готовых товаров со стороны транспортных компаний из-за многочисленных технических сбоев работы ГИС-системы «Платон». По результатам первых дней работы системы до 20% продукции, поставляемой на рынок, не доходит до складов и мест продаж.
Кроме того, переработчики уже сейчас сталкиваются с дефицитом транспорта на рынке для доставки немолочного сырья и ростом тарифов на перевозку сырого молока и готовой продукции на 15%. Учитывая короткие сроки хранения цельномолочной продукции и штрафные санкции за нарушение сроков поставки со стороны торговых сетей, ситуация со срывами отгрузок с каждым днем усиливает напряжение на рынке.
Проблемы возникают и на границах России. В Вильнюсе озабочены «недоразумениями», которые стали происходить после запуска «Платона» в России, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на ответ российского дипведомства, присланный агентству BNS. «На пограничных пунктах образовались очереди, перевозчики Литвы испытывают неудобства», – пересказали в МИД РФ содержание ноты Литвы.
Литовское руководство считает, что введенная с 15 ноября новая плата за проезд большегрузов по федеральным трассам не отвечает условиям соглашения между Литвой и Россией о двустороннем сотрудничестве в транспортной сфере от 1992 года. Также «Платон» противоречит двустороннему соглашению от 1993 года о международном автомобильном сообщении, говорится в ноте. Согласно этим соглашениям, перевозчики России и Литвы освобождаются от дорожного сбора.