ОНФ — замена «Единой России» или прицеп к ней?

Автор: | 30.03.2013

Общаясь с участниками проходящей в Ростове-на-Дону конференции Общероссийского народного фронта, Владимир Путин не касался политики, идеологии, реформ и отношений с оппозицией и Западом.

Он говорил о том, что в Америке называют «проблемами ножа и вилки»: о социальном расслоении, налогах на малый бизнес, образовании, донорстве, школьной форме, ювенальной юстиции, учебниках истории. Смысл сказанного в основном сводился к тому, что ко всем вопросам надо подходить взвешенно.

Президент выбрал демократичный формат: не программную речь с трибуны, а «беседу по душам» в аудитории.

Единственной оригинальной идеей стало возрождение советского звания «Герой труда» — естественно, без слова «социалистического».

Указ был подписан Путиным сразу после встречи с «народными фронтовиками», и в нем разъясняется, что «Героям труда» России будут устанавливать бронзовые бюсты в их родных городах и селах.

При капитализме каждый трудится не «за идею» и не «на общее благо», а на себя. Кто работает много, творчески и успешно, достаточно вознагражден тем, что много получает. Никаким героизмом это не является.

Объявлять «героями труда» бизнесменов и топ-менеджеров было бы странно. Возврат к традиции «юбилейных» награждений высокопоставленных чиновников вызовет осуждение и насмешки.

Конечно, если дать почетное звание вкупе с какими-то материальными льготами, скажем, человеку, честно отработавшему 40 лет сельским учителем, это, наверно, будет воспринято положительно. Но для таких случаев в России уже есть орден «За заслуги перед Отечеством» и орден Почета.

Других мотивов для восстановления звания «Герой труда», кроме советской ностальгии, не просматривается.

От добра добра не ищут?

Пресса комментирует событие, главным образом, в свете гипотезы о якобы имеющемся у Путина намерении «слить» «Единую Россию» и заменить ее в качестве «партии власти» Народным фронтом.

Многие аналитики относятся к предположению скептически. Собственно говоря, зачем? За 12 лет пребывания у власти Владимир Путин приобрел репутацию осторожного консерватора и приверженца принципа «работает — не трогай».

«Машина в рабочем состоянии. Рекорды нулевых годов «Единой России» повторить не удастся, но в большинстве регионов она по-прежнему способна набирать от 40 до 50 процентов голосов. Это достаточный ресурс, чтобы просто так от него отказаться и взамен вводить непонятно что», — заявил Русской службе Би-би-си эксперт Высшей школы экономики Алексей Титков.

«Единая Россия» собрала под своим крылом большое количество людей, служащих Путину верой и правдой. Отправить их в тираж с точки зрения Путина было бы, вероятно, неправильно. Нынешнего главу государства часто называют последователем Леонида Брежнева в части «бережного отношения к испытанным кадрам».

Не исключено, что создание Народного фронта является неким сигналом «Единой России» в духе «на то и щука в море, чтобы карась не дремал». Будете выступать на выборах успешно — работайте, как работали, нет — замена вам найдется.

Но если рейтинг «медведей» не просядет катастрофически, им ничего не грозит, считают эксперты.

«Речь может идти о страховочном варианте или о конкуренции», — говорит Алексей Титков.

При этом аналитик уверен, что конкуренция не будет слишком сильной и разрушительной: «Владимиру Путину нужно, чтобы люди в аппарате «Единой России» не предавались тревожным мыслям о своем будущем, а работали».

Консолидация, а не конкуренция

Версия, будто президент хочет создать в России двухпартийную систему, также вызывает сомнения.

Как минимум два раза такая возможность у него была. В начале нулевых годов можно было не объединять «Единство» и «Отечество» в «Единую Россию», а накануне думских выборов 2007 года — заявить, что «Единая Россия» и «Справедливая Россия» милы ему одинаково. Но оба раза Путин предпочел консолидацию и управляемость плюрализму и конкуренции.

«Народный фронт делается не под парламентские, а под президентские выборы 2018 года», — считает независимый политолог Михаил Мизулин.

В том, что Владимир Путин хочет править столько, сколько позволят здоровье и политическая ситуация, мало кто сомневается. В качестве кандидата ему действительно удобнее опираться на некую расплывчатую «общенародную» структуру, а не на конкретную партию, да еще с неоднозначной репутацией.

Уже объявлено, что на съезде в июне Народный фронт оформится в общественное движение, которое, в отличие от партии, непосредственно выдвигать кандидатов на выборах не может.

Вероятно, в планах Путина каждой организации отводится своя роль. «Единая Россия» — машина для думских и региональных выборов, задачи Народного фронта — пиар президента и нейтрализация общественного недовольства через умеренную критику федеральных и региональных властей по принципу «царь хороший — бояре плохие».

Без риска

Алексей Титков полагает, что особых дивидендов Кремлю эта тактика не даст. Разницы между «Единой Россией» и Народным фронтом никто не увидит, общество делится просто: за Путина или против Путина.

«Конечно, заманчиво позиционировать Народный фронт как «партию простых людей» в противовес «Единой России». Но увлечение критикой бюрократии и богатых может сработать на расшатывание режима. Скорее всего, Владимир Путин выберет безопасный консервативный вариант, при котором Народный фронт будет вторым изданием «Единой России», слегка разбавленным рабочими. Это не даст дополнительных голосов, но и риска не принесет», — считает эксперт.

Михаил Мизулин полагает, что «президент все делает грамотно».

По его мнению, для Нажать оппозиционного среднего класса «Единая Россия» и Народный фронт действительно ничем не различаются, но среди простых людей есть те, кто симпатизирует Путину, но не любит «медведей», считая их «партией начальства».

Возможно, не случайно Путин затронул на конференции тему «социальных лифтов», а само мероприятие прошло не в Москве, а в провинции.